По легенде Амон  — это божество, которое управляло египетским Пантеоном в компании с Богом солнца Ра. Своим дыханием ветер сумел объединить разные стихии, превратив их в Амона. Считался покровителем Фив.  Амон присутствовал в мифологии и культуре египетского народа почти с самого начала возникновения этой таинственной цивилизации. Появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Амон создан жрецами для выполнения чисто политических функций в древнеегипетском государстве. Благодаря верховному богу Амону, они легко влияли на общественные настроения, объединяли разрозненные религии, использовали для соединения вместе государств. Именно его главная особенность делала Амона богом, лишенным характера, и поэтому в мифах он с такой легкостью одевался в одежды Осириса, Ра или Хнума. Амон считался царем богов, верховным богом-творцом, богом плодородия, света и жизни. У него было много имен и он исполнял несколько ролей в египетской мифологии. Считалось, что Амон составляет с Птахом (покровителем искусства) и Ра единую триаду, как бы олицетворяя их обоих. 

Изображение Амона

Бог Амон

Интересно, что он один из немногих египетских божеств, которого изображают антропоморфно в украшенной пернатым узором тунике и в шапке с двумя длинными перьями сокола. Его кожа обычно красного цвета, хотя позднее на некоторых рисунках она становилась синей, что, по-видимому, подчеркивало дуалистическую роль божества: как бога ветра и повелителя неба. Являясь царем богов и правителем всей вселенной, он не мог оставаться без трона и божественного скипетра, называемого уас. Его изображали в виде человека в короне или с головой барана, со скипетром в руке, солнечным диском и двумя высокими перьями «атеф». Если посмотреть на его лицо, оказывается, что художники придали ему черты красивого мужчины с несколько слишком прохладным, горделивым взглядом, который ясно указывает на то, что он был более скрытным, увлеченным любовными и семейными драмами, имеющим страсти и комплексы, скрываемые от большинства своих подчиненных. Это пугающее расстояние дало ему имя, полученное от слова «скрытый», «тайный». Амон, как и Атум надежно привязаны к ночи и луне (сын Амона — луна). Именно с появлением такой ипостаси, он стал постепенно преобразовываться из невидимого небесного покровителя в солнечное божество, вершащее судьбы людей и всей земли, решение которого невозможно отменить. В культурах Нового Царства, где было сохранено его главное значение в египетском пантеоне,  Амон последовательно отождествлялся со всеми другими египетскими божествами,  В Нубии, например, бога Амона стали ассоциировать с бараном. Получило популярность его изображение в образе человека с головой барана и закрученными рогами.


Почему Амона почитали Египтяне

Верующие прекрасно знали наивное золотое сердце Осириса, гордыню милостивого Ра, непоколебимость Исиды или благородство Гора. Это были их друзья, которых они поклонялись на алтарях, а так же считали фигурами из плоти и крови. С ними люди могли идентифицировать себя. Прежде всего, Амон своей таинственностью и отдаленностью вызывал в них внутренний ужас. Безразличие обычно затрагивает больше, чем самый горячий гнев. Верующие знали, почему Сет восстал против Осириса. Они также знали, что вызывало неконтролируемый гнев Сахметы. А он чаще просто смотрел на них с каменного трона, формулируя в их головах больше вопросов, чем ответов.

Бог Амон

Амон появился с 11-й династии (1991 – 1785 гг. до н.э.) в качестве бога на западных Фивах, где был центром почитания в роли бога-творца под видом вечно возрождающейся змеи Амона-Кематефа. Именно там в период до XXIII века до нашей эры Амона почитали, как одного из главных богов. Он также состоял в совете так называемой Большой восьмерки прабогов в Гермополисе. Единственной особо выделяющейся чертой этого бога было его сексуальное влечение. Бог неба символизировал сексуальную энергию и репродуктивный аспект природы, в чем напоминал бога Мина. Подводя итог, видится образ таинственного красавчика, неутомимого сексуальной энергией, в дополнение сильного правителя и даже военного – Амон выступал в роли бога войны, который вручил фараону, своему земному воплощению, оружие и непосредственно поддерживал его на поле боя. Существовало мнение, что Рамсес II обязан Амону победой в битве при Кадеше, хотя он сам был больше убежден в собственной божественности. Если Амон Фиванский в античной традиции — бог глубочайшего учения, образ, который особенно привлекал философов и мистиков, то Амон ливийский воспринимался в основном как образ мифологический, став достоянием греко-римской литературы. Храмы, посвященные Амону, были построены по всему Египту, один из них Дейр-эль-Медина расположен на западном берегу Нила, напротив Фив и недалеко от Долины Царей. Рамзес II построил этот храм и два, посвященных другим членам Триады Тевина. 

Священные животные бога Амона

Амон был одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Главное место поклонения — храмовый комплекс в Карнаке. Правители расширяли его со времен XI династии до римского периода. Священное животное бога — овен, который изображался с загнутыми рогами, было связано с присущей ему фертильностью, а его каменная голова и сегодня украшает аллеи, соединяющие храмы в Карнаке и Луксоре. Там же встречались так называемые криосфинксы – существа, являвшиеся львами с головами баранов, которые намекали на отношения Амон-Ра (amon ra). Вторым животным являлся Нильский гусь, который символизировал его функцию во время сотворения мира, когда назывался Великим Рогатиком.

Жены Амона

Изначально Амон женился на таинственной богине Амонет, но пара далеких божеств показалась египтянам легким преувеличением. Поэтому Амону пришлось развестись, и его второй женой стала спокойная и тихая Мут. Она как раз подходила для жизни в его тени, но несколько укротила образ Амона в глазах его верных, дав ему сына Хонсу — бога Луны и одного из божеств Фиванской триады. Так жадные жрецы Амона строили свое положение, ловко прячась за спинами мнимой, недружественной силы. Стоит добавить, что жрицы Амона считались женами Бога, их еще  называли Руками Бога. Согласно папирусу Харриса, во время правления Рамзеса III поместья храмов Амона покрывали почти треть пахотных земель страны. В какой -то момент ситуация стала странной — правившие Фивами первосвященники Амона Карнакского могли беспрепятственно стать независимыми от правящих на севере фараонов. Чтобы обезопасить себя от захвата власти священниками, фараоны установили правило назначать «божественной супругой Амона» одну из своих дочерей. Таким образом, они со своими детьми имели хотя бы частичное влияние на действия своих самых могущественных союзников.

Свержение Амона-Ра

Однако Амон-Ра (amonra) пережил мучительное свержение, когда фараон Эхнатон совершил религиозную революцию, установив единого бога Амона. Это тот момент, когда королевская власть со всей твердостью вступила в борьбу с привилегированным положением жрецов. Сам царь богов подвергался проскрипциям, его изображения и имена тщательно уничтожались. Почти не сохранились его изображения в виде скульптур или рельефов времен, предшествовавших революции. Только смерть Эхнатона и его союзников, а затем шантаж жрецами Амона юного сына фараона Тутанхамона снова вернули божеству его прежнее положение.

Бог Амон
Он беспрестанно восседал на своем каменном троне до окончания периода древнего мира, стараясь забыть позорное поражение под ногами Эхнатона. В качестве возмездия на этот раз изображения фараона были уничтожены и зарыты в землю. Однако на протяжении всей истории оказывается, что люди никогда не забывают мятежников. Особенно таких известных, как Эхнатон.

Первоначально, на заре появления культа Амона, этот бог считался одним из фиванских покровителей, но со временем его облик приобретает все большую популярность, постепенно завоевывая весь Египет. Самым главным историческим моментом для культа Амона стал период Среднего царства. Именно в эту эпоху, в связи с приобретением Фив большой значимости среди городов Египта, культ этого бога набрал большую мощь и получил признание большинства верующих. Нередко его имя пишется как Амон-Ра, что свидетельствует о тесной связи двух божеств, что носит политический, экономический и социальный характер. Кроме того, Амон принадлежал к солнечной триаде божеств, который поклонялись все египтяне.

Некоторые термины по сей день в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме Аммон.