Перун

Среди огромного количества демонов, лесных, водных, воздушных и многих-многих других существ, живущих рядом с людьми и имеющих с ними ними не зримую связь, в мифологии славян встречаются боги, к которым язычники относились с особым почтением. Это боги более высокого порядка, для которых строились храмы, возносились молитвы и благодарности, а также приносились многочисленные жертвы. Этот пантеон сохранился в мифах и религиозной практике значительно меньше, чем многочисленные демонические существа, поскольку уничтожался первыми миссионерами вместе со сжиганием храмов и статуй и осквернением святых мест для славян. В довершение всего, под влиянием христианской пропаганды информацию об этих божествах впоследствии неверно истолковали. Считалось, что предки-славяне поклонялись просто деревьям и камням, в то время как в действительности признавали культ живущих в них богов, наделяющих объекты поклонения силой и магией.

Перун в мифологии славян

Перун

Доказано также, что мифология славян не является чисто политеистической и что ей ближе понятие генотеизма, то есть веры во многих богов, но с особым вниманием к одному и высшему. Им был бог Перун, аналог греческого Зевса — владыка небес, молнии и грома. О Перуне упоминают, как о самом важном Боге славян, возвышающемся над остальными, уже в середине VI в. византийский историк Прокопий и Гельмольд — летописец двенадцатого века, автор «Хроники славян».
Тем не менее, богатейшим источником знаний о Перуне являются древнерусские тексты, поэтому поначалу считалось, что культ этого бога существовал только в мифологии у восточных славян. Однако новое исследование дало и другие концепции. Оказалось, что Перун был богом, которому поклонялись не только все славяне (Восточные, Западные, Южные), но и их северные соседи – балты. Более того убеждения латышей и литовцев заинтересовали финно-угров, населяющих Мордовию.

Перун в переводе означает «тот, кто бьет». Казалось бы, имя своего верховного бога славяне образовали от определения атмосферного разряда. Однако процесс именования был обратным. Именно от Перуна — бога грома взялась молния, которая от начала и до конца была его главным атрибутом. Как нетрудно догадаться, многочисленные народы, охватившие ареал культа Перуна, называли бога грома по-своему. Восточные славяне клялись Перуном, литовцы говорили: Перкунас, Перкунелис, латыши – Перконит, моравийцы и словаки – Перон, болгары — Перун, Перуник, а на древнепрусском языке имя звучало, как Паркун. Общим, даже для народов, очень отдаленных друг от друга, является корень per, perg, и латышский perk, которые содержат латинские, кельтские и готские термины, обозначающие дуб. То есть Перун владел не только небом, но и лесным пространством.

Функции бога Перуна

Перун

Древнейший дуб – дом божий

Древнейший дуб в лесу считался земной обителью Перуна. Для славян это был дом божий, у него молились, приносили жертвы, просили хорошей погоды и дождя. Дерево нельзя было рубить, калечить и оскорблять. Здесь проводились важнейшие празднества поселения, а остальные окрестные дубы приветствовались во время шествия по случаю весенне-летних праздников.

Перун в Славянской космологии

Перун имеет свое место в славянской космологии. «Он — божество, господствующее на небесах. Он находится «наверху», пока противник передвигается по земле, похищает скот, а сам прячется под скалой, деревом, скрывается в облике человека или животного. Враг тот поражается молнией или молотом и вынужден спуститься под землю. С неба падает дождь, и происходит очищение».

Военные функции

Помимо грома и молний Перуну принадлежал большой арсенал военных атрибутов. Для преследования врага Перун использовал повозку, запряженную лошадью. Это напоминает ассирийских воинов, которые садятся на колесницы и обстреливают из них неприятеля. Белорусский образ Перуна имел колчан и лук. Верховный бог пантеона здесь бесспорно был наделен военной функцией. По подобию бога Тора он обладал каменным молотом, но помимо него огромным топором магической силы. Похожее оружие изготавливали и люди, веря, что оно отпугивает зло и отгоняет болезни.
Но больше всего Перун поражал врага каменной молнией. Счастлив был тот, кто случайно найдет на земле осколок этого оружия. Он мог этот камень повесить себе в избе, что означало вечную защиту хозяйства от молний, положить в колыбель, исцелить им скот и т.д.

Перун

Обряды и ритуалы с Перуном

Среди обрядов и жертвоприношений в честь Перуна на первом месте ритуал, в котором главную роль играет спутница Перуна, известная как Перперуна. В Болгарии — Перепуна или Пеперуна, в Албании – Перперона, в Румынии – Пирпируна. Молодую девушку в цветах и листьях обливали водой — это просьба прекратить засуху и молитва о дожде. Культ богини — женского воплощения Перуна, как бога дождя и плодородия присутствовал в основном на Балканах. Самому Перуну приносили в жертву коров, коз, петухов, преимущественно черных. На холме или в густом лесу разводили костер, вокруг которого проносили сосуд с пивом. Напоследок выливали содержимое в огонь и просили бога о дожде и сырости. Обряды происходили у главного дуба в деревне. Для этого его украшали и укладывали под него жертву (быка, барана и т.д.) таким образом, чтобы кровь стекала в яму, вырытую под деревом. Оставшейся кровью мазали лбы юношей и девушек, а мясо съедали во время всенощного застолья. Кроме того, для привлечения дождей вешали на виду баранью шкуру или вспахивали поле плугом, запряженным черными волами.

Перун - хранитель закона и клятвы

Перун, помимо того, что он стоял на пьедестале главного бога, царящего на небесах, ниспосылающего дождь, Перун был еще и воплощением жизненной силы, хранителем закона и клятвы. Его имя, редко употребляемое, представляло собой предмет табу, и Перуна вообще нельзя было произносить вслух, кроме обстоятельств, которые требовали этого, например, торжественного обещания. Это способствовало замене истинного имени бога другими прозвищами и формами, используемыми только пожилыми людьми. Многофункциональность Перуна и универсальность культа привели к появлению многих вариантов божества.