Род

Что было вначале, по мнению славян? На этот вопрос частично отвечает восстановленный миф о славянском начале мира. Сначала была скука, скука великая и бесконечная, посреди которой находились два могущественных бога. Однако кто их сотворил? Кто является прапрадедом всего, первоисточником, глубочайшими корнями? Перун, Велес, Мокошь — все эти божества когда-то были очень близки человеку, однако исследователи религии древних славян по-прежнему испытывали недостаток, побуждающий их искать бога, который был бы выше или в которого вера была бы древнее, того, кто мог бы быть прародителем для любого существа этого мира.

Верховное славянское божество

Бог Род и Родзаницы

Род, хорошо описанный в восточнославянских источниках бог, с относительно слабо определенными функциями. Однако предполагается, что вера в Рода должна была быть древней и очень сильной, раз это слово сумело наложить такой сильный отпечаток на все славянские языки. Оно настолько важное, что некоторые исследователи стали рассматривать Рода, как верховное славянское божество, которому поклонялись еще до Перуна и Сварога. Сегодня трудно что-либо решить по этому вопросу, поскольку отсутствие столь ранних источников не позволяет проверить эту гипотезу. Но, несомненно, Род имел отношение к сфере, вероятно, для славян самой важной — семье и племенной общине.

Покровитель семьи, общины и плодородия

Бог Род имеет отношение к таким старословянским словам, как существительное «родъ» (род, племя) и глагол «родити» (производить на свет потомство, давать плоды, плодить). Эти ассоциации делает бога господином сферы плодородия, а также покровителем семьи и племенной общины. Указанные сферы оставались друг с другом в очень тесной связи – рождение обеспечивало постоянство рода, а в результате и общего племени, которое росло и становилось сильнее. Управление плодородием тоже очень существенная функция, поскольку обеспечение устойчивости всего рода человеческого требует невероятно большого и качественного урожая.

Значение божества в славянской мифологии

Род и Родзаницы

Род изображается чаще всего как очень старый мудрец, обычно в окружении трех господ, называемых Родзаницами. Может ли это божество быть прародителем, корнями любого генеалогического древа? Эта гипотеза хорошо сочетается с концепцией славянского axis mundi -древа Жизни, объединяющего всех людей в одного общего предка «по корню». Родзаницы были элементом, все чаще появляющимся в мифологиях. Три женщины, покровительницы судьбы. Они являлись через три дня после родов. Вместе с Родом они решали жизнь новорожденного. Богини устанавливали продолжительность жизни и тип смерти, а мужское божество давало общие указания относительно жизни. Например: греки поклонялись трем Моджрам, не имеющим ничего человеческого. Норвежские племена приносили дары Норнам, богиням с подобной функцией. В них ничего не было, и лучше было не подпускать их к себе. Римляне восхищались и боялись парков по имени Нона, Десима и Морта. Легко догадаться, почему обычно это были три женщины. Этимология имен указывает на поставленные перед ними задачи. Они последовательно отвечали за прошлое, настоящее и будущее.

Бог Род прародитель всего

Эволюция языческих верований

Однако все эти соображения не имеют обоснований в письменных источниках, в которых Род — просто божество, часто упоминаемое и очень хорошо описанное. Но вера в него должна была быть очень сильной, поскольку еще в XVI веке в текстах духовенства он имеет немаловажное значение. Один из источников в этой версии видит кратчайшее описание эволюции языческих верований славян, которые от культа демонов, через Род и Родзяницу, остановились окончательно на культе Перуна и других божеств. Однако это исключительно авторское толкование опытного исследователя, которое не является однозначным, тем более что сами христианские священнослужители вряд ли были искусными знатоками языческих культов. Этап веры в Рода продолжался вплоть до X в. и имел отношение к так называемому натуризму. Согласно этой теории, этот бог был создателем вселенной, властелином над богами, создателем, дающим человеческую жизнь.

Статуэтка бога Рода

Бог-творец и хранитель дома

Согласно некоторым мифам, Род пребывает в небе и ездит на облаках. Еще в XX веке его изображали в виде древа жизни (сходство с генеалогическим древом), и каждый славянский дом имел статуэтку, символизирующую его, как хранителя дома. Существует также проповедь, в ней говорится, что Бог-творец сидит на горе и бросает на землю глыбы, из которых рождаются люди.
Живым его культ сохранялся до XIX века. Христианство, конечно, боролось с «государственным» язычеством, но не в силах было уничтожить домашние культы, поэтому древнерусские проповеди часто говорят о Роде, так как они не относятся к общественной религии, а в доме он занимал главную роль. Известно, что во время семейных праздников выставлялся отдельный стол, предназначенный для Рода и Родзяниц, на который ставились подношения.

Как видно из научной литературы Род обычно ассоциируется со многими существенными сферами человеческой жизни, такими как семья, рождение, плодородие и т.п. Возможно, он даже определял ход жизни каждого отдельного человека. Все указывает на то, что в привязанности к семье и общине до сих пор отражаются отголоски былого языческого культа.