Род

Сначала была скука, скука великая и бесконечная, посреди которой находились два могущественных бога. Однако кто их сотворил? Кто является прапрадедом всего, первоисточником, глубочайшими корнями? Перун, Велес, Мокошь — все эти боги когда-то были очень близки человеку, однако исследователи мифологии древних славян по-прежнему испытывали недостаток, побуждающий их искать бога, который был бы выше или в которого вера древнее, того, кто мог бы быть прародителем для любого существа этого мира.

Род - верховный славянский бог

Род

Род, хорошо описанный в восточнославянских мифологиях бог, с относительно слабо определенными значениями. Однако предполагается, что вера в бога Рода должна была быть древней и очень сильной, раз это слово сумело наложить такой сильный отпечаток на все древние славянские языки. Оно настолько важное, что некоторые исследователи стали рассматривать Рода, как верховного славянского бога, которому поклонялись еще до Перуна и Сварога. Сегодня трудно что-либо решить по этому вопросу, поскольку отсутствие столь ранних источников не позволяет проверить эту гипотезу. Но, несомненно, бог Род имел отношение к сфере, вероятно, для славян самой важной — семье и племенной общине.

Род покровитель семьи, общины и плодородия

Бог Род имеет отношение к таким старословянским словам, как существительное «родъ» (род, племя) и глагол «родити» (производить на свет потомство, давать плоды, плодить). Эти ассоциации делает бога правителем плодородия, а также покровителем семьи и племенной общины. Указанные сферы оставались друг с другом в очень тесной связи – рождение обеспечивало постоянство рода, а в результате и общего племени, которое росло и становилось сильнее. Управление плодородием тоже очень существенная функция, поскольку обеспечение устойчивости всего рода человеческого требует невероятно большого и качественного урожая.

Значение бога Род

Род и Родзаницы

Бог Род изображается чаще всего как очень старый мудрец, обычно в окружении трех господ, называемых Родзаницами. Может ли этот бог являться прародителем, корнями любого генеалогического древа? Эта гипотеза хорошо сочетается с концепцией славянского axis mundi — древа Жизни, объединяющего всех людей в одного общего предка «по корню». Родзаницы являлись элементом, все чаще появляющимся в мифологиях. Три женщины, покровительницы судьбы. Они являлись через три дня после родов. Вместе с Родом они решали жизнь новорожденного. Богини устанавливали продолжительность жизни и тип смерти, а мужское божество давало общие указания относительно жизни. Например: греки поклонялись трем Моджрам, не имеющим ничего человеческого. Норвежские племена приносили дары Норнам, богиням с подобной функцией. Римляне восхищались и боялись парков по имени Нона, Десима и Морта. Этимология имен указывает на поставленные перед ними задачи. Они последовательно отвечали за прошлое, настоящее и будущее.

Род

Эволюция языческих мифологий

Однако все эти соображения не имеют обоснований в письменных источниках, в которых Род — просто бог, часто упоминаемый и очень хорошо описанный. Но вера в бога Род очень сильная, поскольку еще в XVI веке в текстах духовенства он имеет немаловажное значение. Один из источников в этой версии видит кратчайшее описание эволюции языческих мифологий славян, которые от культа демонов, через Род и Родзяницу, остановились окончательно на культе Перуна и других богов. Однако это исключительно авторское толкование опытного исследователя, которое не является однозначным, тем более что сами христианские священнослужители вряд ли являлись искусными знатоками языческих культов. Этап веры в бога Рода продолжался вплоть до X в. и имел отношение к так называемому натуризму. Согласно этой теории, этот бог являлся создателем вселенной, властелином над богами, создателем, дающим человеческую жизнь.

Род

Род Бог-творец и хранитель дома

Согласно некоторым мифам, бог Род пребывает в небе и ездит на облаках. Еще в XX веке его изображали в виде древа жизни (сходство с генеалогическим древом), и каждый славянский дом имел статуэтку, символизирующую его, как хранителя дома. Существует также проповедь, в ней говорится, что Бог-творец сидит на горе и бросает на землю глыбы, из которых рождаются люди.

Живым его культ сохранялся до XIX века. Христианство, конечно, боролось с «государственным» язычеством, но не могло уничтожить домашние культы, поэтому древнерусские проповеди часто говорят о Роде, так как они не относятся к общественной религии, а в доме он занимал главную роль. Известно, что во время семейных праздников выставлялся отдельный стол, предназначенный для бога Рода и Родзяниц, на который ставились подношения.

Как видно из научной литературы Бог Род обычно ассоциируется со многими существенными сферами человеческой жизни, такими как семья, сыновья, рождение, плодородие и т.п. Возможно, он даже определял ход жизни каждого отдельного человека. Все указывает на то, что в привязанности к семье и общине до сих пор отражаются отголоски прошлого языческого культа.