Сварог

Многие письменные источники утверждают, что Сварог и Сварожич относятся к главным богам языческого пантеона. У полабов, например, бог огня ставился наравне с самим Свентовитом. Тем не менее, культ обоих богов охватывал не только запад, но и почти всю славянскую мифологию. Иногда эти боги составляли единство, в другое время их воспринимали как отца и сына. По некоторым данным, имя Сварога это всего лишь уменьшительным от Сварожича. Но они всегда ассоциировались с огнем.

Сварог

Сравнивая ведическую традицию со славянской, исследователи мифологии определили систему разделения огня как объекта поклонения, соответствующую обеим религиям. Классификация индийской религии перешла на верования славян. Мифы, обряды, ритуалы язычников, в которых конститутивную роль исполнял огонь, разделились на группы: земной, атмосферный (молнии) и небесный (солнце). Трудно однозначно сказать, какую из категорий представляли боги Сварог и Сварожич. Немалое количество источников об этих двух неразделимых существах указывает на их присутствие во всех трех плоскостях культа огня.

Сварог - Бог огня

Существует славянский миф, говорящий о Великом Свароге, как боге огня, который, как и Гефест, является божественным кузнецом. Сварог делает молнии и бросает их в тех, кто нарушает законы, считается создателем солнечного диска, отеца солнца, но не только. Используя свои ремесленные способности, он выковал весь небосвод и выступает его хранителем. Будучи солнечным богом, служащим Перуну и также его союзником, Сварог борется со своим или Перуна вечным антагонистом, врагом солнца, высасывающим жизненную силу.

Сын Сварога - Даждьбог

Даждьбога можно сравнить со Сварожичем. Различия между местными культами привели к тому, что потомок Сварога в результате осуществлял власть над всеми видами огня. В одном из мифов Даждьбог выкован Сварогом, как солнечный щит, поэтому представляет собой исключительно солнечное божество — тот, кто излучает свет и передает силу, необходимую для жизни людей, животных, растений. С другой стороны, на Руси он отождествлялся с властью князя, а на Балканах — скорее связан с богатством шахты, то есть, с земной сферой, однако поддерживающей функцию солнечного бога-царя — того, кто дает богатства с высокого престола.

Сварог

Сварожич

Сварожич, в свою очередь, связан с небесной сферой и, как и бог Сварог, разделял компетенцию громовержца с важнейшим богом славян — Перуном. Об этом свидетельствует функция Сварожича, как полабского бога войны, которому приносили жертвы в виде военной добычи. С другой стороны, он также присутствовал в повседневных обрядах, когда его просили о достатке, лучшем урожае или спасении от пожара. К нему обращались, когда разводили жертвенный или Вечный огонь, именуемый капищем – по образцу древнегреческой традиции.

У славян сложился культ трех видов огня – атмосферного, земного и небесного.

Сварог

Атмосферный 

Атмосферный огонь, то есть молнии были достоянием Перуна, Сварога и в некоторых культовых центрах также Сварожича. Этот тип поклонения в значительной степени основывался на страхе перед необузданной, нисходящей, падающей с тайных небес силой огня. От молний Сварога, которые в случае прямого контакта с человеком становились смертельными. Славяне пытались защититься от них разными способами, например, подвешивая под крышей специальные талисманы. В свою очередь, люди, места или предметы, в которые ударила молния, считались священными. Таким образом, почиталось не само атмосферное явление, а скорее результат его опустошающей силы.

Земной

Также в случае культа земного огня боязнь играла свою роль, но по другому принципу. Страх перед огнем Сварога, как стихийным бедствием имер реальность и принимал ту же форму, что и для опасных для жизни человека молний. Однако, в отличие от грозовых разрядов, земной огонь рассматривался, как благо. Само его зажигание после сумерек являлось своего рода ритуалом. Он являлся для древних славян святым, очищал, исцелял от болезни. Также обряд так называемого телосожжения — передача тел умерших пламени свидетельствует о высшей степени поклонения огню в мифологии славян. В каждом доме специальное место для очага. Костры грели и освещали не только хижины. Огонь являлся неотъемлемой частью большинства славянских обрядов — мартовского равноденствия, летнего солнцестояния, сжигания Марены и всех других праздников, отмечаемых на открытом воздухе.

Небесный

Небесный огонь Сварога — благотворная сила солнца также требовали отдельного ритуала. Восход встречали молитвой и снятием шапок. Его считали лицом или глазом Бога Сварога. Поэтому запрещали указывать на него пальцем и во время жатвы поворачиваться к нему спиной. Кроме того, собирая урожай, благодарили за него Сварога, поднимая руки в молитве. Солнце также воспринималось как танцующее и прыгающее от радости небо. Вера в его спасительную, божественную силу выражала положительное и благодарное отношение славян к небесному огню без явных признаков страха перед этим неведомым, горячим объектом.

В повсеместно распространенном культе природы в славянской мифологии огонь Сварога занимал место выше других предметов поклонения. Ему особенно противопоставлялась вода, которая, подобно лесу, воспринималась славянами как таинственное и грозное пространство, отрешенное от мира людей невозможностью его познать и одомашнить. Амулет Сварога – священный огонь, который издревле считался покровителем славян. Огненный знак изображался на различных предметах, оружие, военных атрибутах, одежде, украшениях. Люди верили, что этот символ очищает душу человека, помогает избавиться от негатива, проблем, зависти, гнева.Поэтому огонь, как и в большинстве древних религий, играл важнейшую роль в жизни славян, и бога, представляющие его силу, выдвигались на первый план языческого пантеона.