Велес

Достоверных источников, из которых можно получить информацию о мифологическом боге Велесе, мало. Часто в них присутствуют только краткие упоминания. Для того, чтобы получить полное представление о нем в мифологии, они должны быть очень тщательно проанализированы, истолкованы, включая сравнение пантеонов: славянского, греческого, индийского. Это способствует более глубокому изучению таинственного владыки загробного мира.

Велес

Главным источником информации являются древнерусские тексты, но прочитанные дословно могут привести лишь к ошибочным выводам.

Бог Велес покровитель скота и домашнего хозяйства

В одной из таких славянских мифологий Велеса называют богом скота. На первый взгляд, нет ничего плохого в том, чтобы связать его с хранителем домашних животных. Богов такого рода не хватает в других мифологиях. Однако было бы явным ограничением его полномочий только хозяйственной сферой. Функция бога скота не так эффектна, как, например, стрельба молниями Перуном или в случае Сварога – владеть огнем, олицетворяя силы Солнца. Это может показаться Велеса кем-то менее значимым, даже полу-божеством, живущим в загоне с коровами. Но это не правильный вывод. Забота о хозяйстве выражалась достатком, и большим богатством. Владение скотом с давних времен давало высокий социальный статус. Таким образом, бог Велес отгоняет диких животных по аналогии с образом самого важного греческого героя – Геракла или ведического царя богов – Индры.

Назначение бога Велеса

Назначение божества не ограничиваются только охраной домашних животных. Русские воины клялись ему так же как Перуну, а значит, упомянутые боги при определенных обстоятельствах  равны друг другу. В случае нарушения данного слова на лжесвидетеля насылалась болезнь. По ее описанию речь шла о заболевании, очень сходном с современной желтухой или гепатитом. Велес не только наблюдал за лжесвидетелями, он наказывал их, насылая проклятия.

Двойной образ бога Велеса

В легендах также упоминается, что Велес являлся покровителем прорицателей, ясновидящих, бог магии, сказателей, поэзии. Кроме того, исследователи находят в Перуне и Велесе аналогов индийской пары богов – Митры и Варуны, дополнявших друг друга близнецов, как две половинки мироздания. Уже сам факт, что оба славянские божества присутствуют в тексте присяги воинов русских, говорит о том, что Велес среди всего пантеона, выступал вторым по значимости после Перуна. С одной стороны, являясь его противоположностью, с другой – союзником и компаньоном, составляя совместно общий двойной образ божественности.

Велес

Бог загробного мира

Компаративистское исследование также доказывает другие аспекты власти Велеса. Этимология его имени указывает на то, что он являлся богом душ умерших. Не имея прямого источника информации о славянском загробном мире, исследователи, используя сравнительный анализ, черпают знания из Балтийского фольклора, поскольку латыши поклонялись Велесу, а его имя означало «душа мертвых». Близкие по звучанию имена духов также тесно связаны с пространством мертвых. Он обитал в неприступных землях, был прекрасным охотником, иногда принимал облик быка. Совпадение имен латышского и славянского бога не случайно. Все указывает на то, что именно Велес являлся владыкой упоминаемого в древнерусских и чешских текстах Нави, то есть мира мертвых.

Другие образы бога

Велес

Культ Велеса сохранялся очень долго. Еще в Средние века отмечены следы многочисленных религиозных практик в честь бога проклятия и загробного мира. Поэтому неудивительно, что у него существовали и другие имена, и, как у Перуна, свои местные варианты.

Триглав

Одним из них являлся Триглав, которому поклонялись в окрестностях современной Польши. Полабский Велес имел власть не только над загробным миром, но также над небом и землей, что соответствует его трехголовому изображению. Согласно летописям Триглав имел свой собственный храм, архитектура отличалась необыкновенным мастерством, а вырезанные на стене фрески или руны представляли собой зооморфные мотивы внутри и снаружи здания. Они так искусно, тщательно отделаны, что создается впечатление присутствия живых существ. Рядом со статуей трехглавого находился дуб, которому народ отдавал отдельную честь — символу Перуна. Храм не типичный, можно сказать, что он представлял собой полу-сакральную зону, поскольку являлся местом не только богослужения, но и светских собраний, военных совещаний, пиршеств, а также сокровищницей. Тем не менее, наличие двух важнейших божеств в одном пространстве является подтверждением теории о дополнении друг друга Перуном и Велесом по образцу их индийских аналогов.

Троян

Более старшим, чем трехглавое божество, воплощением Велеса, являлся Троян. В немногочисленных источниках он упоминается с разными другими богами, но там всегда присутствует и Перун. Во всяком случае, культ Трояна надолго прижился среди балканских племен. Ошибочно считалось из-за совпадения имен, что эти славяне поклонялись божеству, которое они позаимствовали у римлян. Речь идет об императоре Траяне, который своим народом фактически воспринимался как божественный. Однако, вера в Трояна как божество подземного царства родилось из-за богатого балканского фольклора, в котором выступал дух с таким же  названием.